Анализ стихотворения Ахматовой Дай бог окончить жизнь
LiveInternet LiveInternet
Не дай нам Бог, когда-нибудь привыкнуть,
К великим, но простым дарам причастья
И то, как человек стал неба частью,
Не дай нам Бог, когда-нибудь постигнуть.
Не дай нам Бог привыкнуть к искупленью,
Молиться вскользь, общаться по привычке,
И милость ко греху считать обычной -
Не дай нам Бог такого отступленья!
Не дай нам Бог привыкнуть к раскаянью,
И каждый раз тянуться за прощеньем,
Без измененья дел, без сожаленья,
Не дай нам Бог такого привыканья!
Не дай нам Бог уютно примоститься,
Укрыв грехи доктриной благодати,
И опрощать Голгофу и Распятье.
Не дай нам Бог настолько охладиться.
Не дай нам Боже, к истине привыкнуть,
Читать ее и слушать, не вникая,
И терминами речь пересыпая,
Вкус настоящей жизни не постигнуть.
Не дай нам Бог пустого безразличья
Прожить всю жизнь комфортно и беспечно,
Чтобы потом, (не дай нам Бог, конечно!)
Нам вечность показалась непривычной.
Добрый вечер, Мая! Огромное спасибо за визит и комментарий!
Когда в твоей душе наступит вечер,
И от тоски захочется завыть,
Придут к тебе на помощь люди - свечи,
Останутся развлечь и посветить.
Они придут не говорить, а слушать.
Придут сквозь зябкий дождь и слякоть луж
Согреть твою мятущуюся душу
Теплом своих горящих, ярких душ.
Им не впервой гостями быть твоими,
А будет нужно — явятся опять,
И темнота отступит перед ними,
Покорно уползая под кровать.
На стенах затанцуют чудо - тени,
Развеселив тебя немым кино,
Осенний вечер станет вдруг весенним,
И запоют цикады за окном.
Холодный ветер, нагулявшись вволю
В твоей душе, затихнет при луне.
И ты расскажешь о душевной боли,
О зависти, предательстве, вине.
Расскажешь все. Так говорят в горячке,
Когда терпеть становится невмочь,
И наготу души уже не прячут, -
И будет монолог длиною в ночь.
А люди-свечи будут молча слушать,
Светить собой и таять от огня,
Ведя твою измученную душу
Сквозь тьму в объятья будущего дня.
Проснется сердце вновь при теплом свете
Безмолвных, но внимательных гостей.
Прогнав унынье, разум станет светел,
И словно горы свалятся с плечей.
А люди - свечи будут тихо плакать,
Не замечая, как рассвет пришел.
И капли воска будут мягко капать
Слезинками на потеплевший пол.
Всего тебе самого наилучшего! Всегда рада видеть!
Дай Бог (Лирика)
Молитесь на ночь, чтобы вам
Вдруг не проснуться знаменитым.
Дай Бог окончить жизнь стихом,
Уткнувшись лбом в стекло.
В одной руке держа альбом,
В другой руке перо.
Дай Бог друзей, дай Бог врагов –
Ведь благо, то и то.
Дай Бог мне проскакать в седле
За диким табуном.
Дай Бог поверить в то, что жил,
Всегда творил добро.
Не больше чем другие пил.
В руках держал весло.
Дай Бог опередить судьбу.
Переиграть финал.
Дай Бог держаться на плаву,
Когда в душе провал.
Дай Бог Вам счастья через край,
Чтобы, когда уйду –
Сказали вслед, - наверно в рай!
А я дождём приду.
Дай Бог окончить жизнь стихом
Молитесь на ночь, чтобы вам
Вдруг не проснуться знаменитым.
Дай Бог окончить жизнь стихом,
Уткнувшись лбом в стекло.
В одной руке держа альбом,
В другой руке перо.
Дай Бог друзей, дай Бог врагов –
Ведь благо, то и то.
Дай Бог мне проскакать в седле
За диким табуном.
Дай Бог поверить в то, что жил,
Всегда творил добро.
Не больше чем другие пил.
В руках держал весло.
Дай Бог опередить судьбу.
Переиграть финал.
Дай Бог держаться на плаву,
Когда в душе провал.
Дай Бог Вам счастья через край,
Чтобы, когда уйду –
Сказали вслед, - наверно в рай!
А я дождём приду.
Подскажите или дайте ссылку на анализ стихотворения А. Ахматовой " Древний город словно вымер. "
Говорится о памятнике Владимиру, установленному в одном из парков Днепровской набережной в Киеве, река соответственно - Днепр.
В поэтической топонимике Ахматовой занял свое место и Киев, где она училось в последнем классе Фундуклеевской гимназии, где в 1910 году вышла замуж за Николая Гумилева, где написала великое множество стихов и окончательно-что очень важно! -почувствовала себя поэтом. Правда, Ахматова как-то сказала, что не любила Киева, но если говорить объективно и точно, она, скорее всего, не любила свое тогдашнее бытовое окружение - постоянный контроль со стороны взрослых (и это после херсонесской вольницы!). мещанский семейный уклад.
И все же Киев навсегда остался в ее творческом наследии прекрасным и стихами:
Древний город словно вымер,
Странен мой приезд.
Над рекой своей Владимир
Поднял черный крест.
Липы шумные и вязы
По садам темны,
Звезд иглистые алмаза
К богу взнесены.
Путь мой жертвенный и славный
Здесь окончу я.
И со мной лишь ты, мне равный,
Да любовь моя.
Древний город словно вымер.
Сергей ШЕМЕТОВ Ученик (125) 10 месяцев назад
Говорится о памятнике Владимиру, установленному в одном из парков Днепровской набережной в Киеве, река соответственно - Днепр.
В поэтической топонимике Ахматовой занял свое место и Киев, где она училось в последнем классе Фундуклеевской гимназии, где в 1910 году вышла замуж за Николая Гумилева, где написала великое множество стихов и окончательно-что очень важно! -почувствовала себя поэтом. Правда, Ахматова как-то сказала, что не любила Киева, но если говорить объективно и точно, она, скорее всего, не любила свое тогдашнее бытовое окружение - постоянный контроль со стороны взрослых (и это после херсонесской вольницы!). мещанский семейный уклад.
И все же Киев навсегда остался в ее творческом наследии прекрасным и стихами:
Статья по теме:
Анализ стихотворения Анны Ахматовой
Предварительный просмотр:
Моя творческая работа представляет подробный анализ стихотворения А.А.Ахматовой, название которого определяется по первой строке. Я постаралась обозначить главную тему и основной лейтмотив ахматовского стихотворения и выразить свое видение поэтического мира Анны Андреевны. Определила стилевую направленность стихотворения, основные средства выразительности и стилистические фигуры, установила размер стиха, которым написано поэтическое произведение.
Кого когда-то называли люди
Царем в насмешку, Богом в самом деле.
Кто был убит - и чье орудье пытки
Согрето теплотой моей груди.
Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы-старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима - все прошли
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утес, -
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом бессмертных роз.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль,
И долговечней - царственное слово.
(Евангелие от Иоанна; 10; 30;)
Перед нами стихотворение Анны Андреевны Ахматовой. Оно не имеет названия и небольшое по объёму - всего пятнадцать строк, изящное, получившее в ахматовском исполнении глубокое философское звучание.
Читая первое четверостишие, мы догадываемся, о ком пишет поэтесса.
Тысяча с лишним лет до современного летоисчисления. Голгофа. Огромный деревянный крест. И Иисус Христос, истерзанный, замученный, распятый на этом кресте. Как будто слышим слова, которые тихо произносит Иисус перед смертью, в минуту нестерпимой душевной и физической муки: «Отче! Отпусти им, ибо не знают, что делают».
Свидетелями кровавой казни оказались тысячи людей. И Понтий Пилат - прокуратор Римской империи. Знаем, что Пилат не желал смерти Христу: «Я не повинен в крови Праведника сего. ». И он умыл руки перед многотысячной толпой, подчёркивая этим свою непричастность к смерти Бога - человека.
Ахматовой свойственна повествовательная манера изложения своих мыслей, чувств и переживаний. Мы не встречаем в стихотворении восклицательных или вопросительных интонаций, риторических обращений. Здесь звучат грустные, трагические ноты. «Орудье пытки» - маленький крестик - бережно хранит поэтесса. Она «несет» свой, жизненный, крест. Как истинная христианка, Ахматова готова разделить боль и мучения Христа, согреть теплом своего сердца его истерзанную душу.
У каждого из нас предначертанный Богом жизненный путь, свой «крест», или, как мы называем, судьба. И мы должны «нести» крест, не сетуя ни на какие жизненные невзгоды. Такова философия человеческого бытия.
Основной мотив ахматовского стихотворения: ничто не вечно в окружающем нас реально существующем мире (материальное). Любовь, Бог, Жизнь вечны (духовное).
«Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Евангелие от Иоанна; 11; 25).
Эти слова принадлежат Иисусу Христу. Ахматова понимает их так.
В нашем мире со временем все превращается в прах, всё тленно: мелеют моря, пересыхают озёра и реки, оскудевает земля, разрушаются целые города. Бог есть Любовь, Истина, Жизнь, а значит, и Бессмертие.
«Вначале было Слово, и Слово это Бог». Царственное слово Ахматовой - слово Иисуса Христа. «Я есмь путь, и истина, и жизнь: Никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Евангелие от Иоанна; 14; 6).
Обратим внимание на дату создания стихотворения - 1945 год. В этом памятном сорок пятом русский народ одержал победу над фашистской Германией. Только любовь русского человека к родной земле, к людям, вера в справедливость, вера в Бога спасли человечество от бессмысленной гибели. Анна Ахматова размышляет вместе с нами: ненависть и злоба порождают смерть и ведут к забвению.
В анализируемом стихотворении поэтическая речь Анны Андреевны отличается особой выразительностью. Чтобы не оставить читателя равнодушным, чтобы затронуть струнки его души, она пытается передать свое эмоциональное состояние, душевное волнение при помощи разнообразных художественных средств - тропов. С этой целью она умело использует метафоры («теплота груди», «ржавеет золото», «истлевает сталь»), эпитеты («бессмертные розы». «царственное слово», «жаркая пыль»), олицетворения («море билось». ). Ахматова обращается к инверсии и выделяет в стихотворных строках именно сказуемое, помещая его на почётное первое место: «вкусили смерть свидетели Христовы», «чернел утёс», «крошится мрамор», «возвышалась арка».
Силлабо-тонический стих - ямб, который использует Ахматова, придаёт повествовательному изложению поэтессы строго определённый ритм. Ямб - это двухсложная стопа, имеющая ударение на втором слоге. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Это гибкий и легкий размер, хорошо передающий ритм разговорной и декламационной речи. В ахматовском стихотворении не все стопы одинаковы. Размер стиха в них иногда не совпадает с числом ударений. Происходит выпадение одного из ударений. Тогда на помощь ямбу приходит облегчённая стопа, состоящая из двух неударных слогов. Например:
Когó когдá-то назывáли лю ' ди
Царём в насмешку, Бóгом в самом деле,
Кто был убит и чьё орудье пытки
Согрето теплотой моей груди.
Здесь в первом стихе ударение выпало в третьей стопе, во втором стихе - в четвёртой стопе, а в четвёртом ударение выпало во второй стопе.
Ритм силлабо-тонического стиха, в данном случае ямба, используемый Ахматовой, производит на читателя и слушателя сильное эмоциональное впечатление.