Анализ стихотворения Ахматовой Бежецк



Бежецк. Анна Ахматова 1889-1966

Бежецк
Анна Ахматова

Там белые церкви и звонкий, светящийся лёд,
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее чем липовый мёд.
Там вьюги сухие взлетают с заречных полей,
И люди, как ангелы, Божьему празднику рады,
Прибрали светлицу, зажгли у киота лампады,
И Книга Благая лежит на дубовом столе.
Там строгая память, такая скупая теперь,
Свои терема мне открыла с глубоким поклоном;
Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь;
И город был полон весёлым рождественским
. звоном.

Пример

Оформление и наглядность:

1. Портрет поэтессы.

3. Выставка книг.

Обучающая - познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Ахматовой; расширить представление учащихся о литературе Тверской области; формировать интерес к литературе родного края.

Воспитывающая - воспитывать любовь к родному краю, его литературе; бережное отношение к слову.

Развивающая - формировать навыки исполнительского искусства; развивать умение комплексного анализа текста.

Но всё мне памятна до боли

Тверская скудная земля.

1-я группа - историки (исторические справки и комментарии);
2-я группа - литературоведы
Ход урока.

I. Организация урока.

II.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством А.А.Ахматовой, связанном с нашим Тверским краем.

Мы вместе поработаем над текстом стихов поэтессы, выразим своё отношение к героям, событиям, задумаемся над взаимоотношениями А.А.Ахматовой к Тверской земле, о роли искусства в нашей жизни, о его нравственном воздействии на человека.

III. Знакомство с жизнью и творчеством А.А. Ахматовой.

Вступительное слово учителя.

В 1915 году в журнале "Северные записки", № 10 было опубликовано стихотворение Анны Ахматовой, начинающееся строкой: "Столько раз я проклинала это небо, эту землю. ", и заканчивающееся таким признанием: ". Так случилось: заточенье
Стало родиной второю. "

Эта земля, это заточенье, ставшее второй родиной, имеет точный географический адрес, указанный автором: "Слепнево. 1915." Под большинством своих стихотворений Ахматова проставляла и дату, и место написания, так как придавала и тому, и другому большое значение. Начиная с 1911 года, под многими стихами рядом с датой обозначено: "Слепнево". За период с 1913 по 1917 годы из 96 стихотворений с проставленным местом написания к Слепневу относятся 48. Сохранились многочисленные планы неосуществленной автобиографической книги "Мои полвека". Планы книги - это простое перечисление имен, названий, событий. В одном из вариантов читаем: "Слепнево в 1911-1917. Его огромное значение в моей жизни". В другом варианте: "111-я глава. Париж 1910-1911. Слепнево. Его великое значение в моей жизни." Единственные эпитеты в этих планах (огромное, великое) - только рядом со Слепневым. И, надо думать, это не случайно. Книга не была написана, но среди набросков, относящихся к Слепневу, есть такая запись: "Слепнево для меня, как арка в архитектуре. сначала маленькая, потом все больше и больше и наконец полная свобода. " Именно исходя из такой оценки попытаемся рассказать об этом уголке древней Тверской земли, о том, что здесь было, что сохранилось, что погибло, как может быть здесь увековечена память о двух русских поэтах, так как помимо Анны Андреевны Ахматовой со Слепневым кровно связана и судьба Николая Степановича Гумилева.

С тверской стороной Анну Андреевну Ахматову породнил её муж - поэт Николай Степанович Гумилев. Он привёз её в Слепнёво впервые в 1911 году, а потом она бывала здесь ежегодно, (с1918 года приезжала только в Бежецк, последний раз - в 1925 году).

Анна Андреевна Ахматова.

Слепнево и Бежецк - эти места Тверской губернии, как сама Ахматова не раз признавалась, стали ей родными на всю жизнь:

Спокойной и уверенной Любови

Не превозмочь мне к этой стороне…

Здесь, в тверском уединении, она всегда хорошо и плодотворно работала. Чистая лирика «Чёток» и «Белой стаи» создавалась в этом холмистом краю, где загадочная тишина исконной России срифмовалась с отзывчивой душой поэта.

В 1911 и 1912 годах Анна Андреевна была в Слепнёве вместе с мужем.

1 октября 1912 г. в семье Гумилёва - Ахматовой происходит радостное событие: родился сын Лев.

Н.С.Гумилёв и А.А.Ахматова с сыном.

В июле 1913 года она пишет в стихотворении, посвящённом литературному критику Н.В.Недоброво:

Покорно мне воображенье

В изображенье серых глаз.

В моём тверском уединенье -

Я горько вспоминаю вас.

Прекрасных рук счастливый пленник,

На левом берегу Невы,

Мой знаменитый современник,

Случилось, как хотели вы.

Вы, приказавший мне: довольно,

Поди, убей свою любовь!

И вот я таю, я безвольна,

Но всё сильней скучает кровь.

И если я умру, то кто же

Мои стихи напишет вам,

Кто стать звенящими поможет

Ещё не сказанным словам?

В этом же году поэтессой в Слепнёве написано еще одно стихотворение:

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,

О смерти господа моля.

Но всё мне памятна до боли

Тверская скудная земля.

Журавль у ветхого колодца,

Над ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба, и тоска.

И те неяркие просторы,

Где даже голос ветра слаб,

И осуждающие взоры

Спокойных загорелых баб.

Основания, для написания этих стихотворений, были. В апреле 1913 года молодой супруг уехал в Африку, в этнографическую экспедицию.

Н.Гумилёв перед поездкой в Африку.

Отношение свекрови и золовки к Анне Андреевне не было дружественным, но они растили ее сына и саму ее принимали в Слепневе и в Бежецке. Ахматова высоко ценила благородство этих женщин и посвятила Александре Степановне одно из лучших своих стихотворений, написанное в декабре 1921 года:

Земной отрадой сердце не томи,

Не пристращайся ни к жене, ни к дому,

У своего ребенка хлеб возьми,

Чтобы отдать его чужому.

И будь слугой смиреннейшим того,

Кто был твоим кромешным супостатом,

И назови лесного зверя братом,

И не проси у бога ничего.

Из семьи Кузьминых - Караваевых Анна Андреевна была дружна с Ольгой Александровной, которой посвятила стихотворение «Побег».

Из Петербурга в Слепнево ездили через железнодорожную станцию Подобино (так было ближе, чем через Бежецк), мимо имения Подобино, владения Неведомских, с которыми общались Гумилевы.

Вера Андреевна Неведомская об Анне Андреевне вспоминала так: «У Ахматовой строгое лицо послушницы из староверческого скита. Все черты слишком острые, чтобы назвать лицо красивым. Серые глаза без улыбки. За столом она молчала, и сразу чувствовалось, что в семье мужа она чужая. В этой патриархальной семье и сам Николай Степанович, и его жена были как белые вороны. Мать огорчалась тем, что сын не хотел служить ни в гвардии, ни в дипломатическом, а стал поэтом, пропадает в Африке и жену привел какую-то чудную, тоже пишет стихи, все молчит. Ходит то в темном ситцевом платье, вроде сарафана, то в экстравагантных парижских туалетах (тогда носили узкие юбки с разрезом).Николай Степанович и Анна Андреевна ездили из Слепнева в гости в Подобино. Там развлекались в духе своего времени, то верховой ездой, то игрой в цирк. У каждого была своя роль. После «цирка», осенью 1911 года, организовали домашний театр, поставили пьесу, сочиненную тут же Н.С. Гумилевым, «Любовь-отравительница», из испанской жизни XIII века.

Молодые люди веселились. Ахматова же в противоположность им всюду была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в семье мужа, ей было душно, скучно и неприветливо. Но и в Подобине она присутствовала только внешне. Оживлялась только, когда речь заходила о стихах. Стихи и Гумилев, и Ахматова читали хорошо, просто, без всякой декламации и напевности, которые в то время были в моде… Стихи Ахматовой супруг ее ставил в музыкальном отношении выше своих».

Из воспоминаний об Анне Андреевне Анны Андреевны Гумилевой, жены брата Дмитрия: «А.А.Ахматова была высокая, стройная, тоненькая и очень гибкая, со смуглым цветом лица. Она держалась в стороне от семьи. Поздно вставала, являлась к завтраку около часа, последняя и, войдя в столовую, говорила: «Здравствуйте, все!» за столом большею частью была отсутствующей, потом исчезала в свою комнату, вечерами либо писала у себя, либо уезжала в Петербург».

Воспоминания местных крестьянок нашли отражение в стихах Надежды Павлович, написанных в 1962 году :

О ней мне говорили бабы

В лесном глухом углу тверском:

«Она была больной и слабой,

Бродила часто за селом,

Невнятно бормотала что-то

Да косу темную плела,

И, видно, тайная забота

Ее до косточек прожгла…»

Первое время пребывания поэта в Слепневе отмечено творческой паузой: подпись «Слепнево» стоит всего под одним стихотворением 1911 года («Целый день провела у окошка …»). в 1912 году ее нет совсем.

Целый день провела у окошка

И томилась: «Скорей бы гроза».

Раз у дикой затравленной кошки

Я такие заметил глаза.

Верно тот, кого ждёшь, не вернётся,

И последние сроки прошли.

Душный зной, словно олово, льётся

От небес до иссохшей земли.

Ты тоской только сердце измучишь,

Глядя в серую тусклую мглу.

И мне кажется - вдруг замяучишь,

Изгибаясь на грязном полу.

Лето 1911 Слепнёво

Интерес к этой местности возник у нее не сразу. Сначала ее стихи, написанные на тверской земле, больше были похожи на письма своим петербургским знакомым актрисе Ольге Афанасьевне Глебовой-Судейкиной (1885-1945), автору лучшей статьи об ее творчестве - литературоведу Николаю Владимировичу Недоброво (1882-1919), поэту-переводчику Михаилу Леонидовичу Лозинскому (1886-1955) и другим. Она здесь грустила, ее жизнь напоминала пушкинское время:

Мне нестерпимо здесь томиться.
По четкам костяным молиться
И точно знать, что на обед
Ко мне приедет мой сосед.
Какою страшною виной
Я заслужила эту скуку?

В 1912 году подписи «Слепнёво» нет совсем. Однако в августе - сентябре 1912 г. то есть именно тогда, когда «никнет гроздь рябины жёлто-красной, Ахматова жила в Слепнёве.

Дорога в Слепнёво.

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озёрной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

В 1913 году количество написанного и круг деревенских сюжетов значительно расширился.

Чтение стихотворения уч-ся

Цветов и неживых вещей

Приятен запах в этом доме.

У грядок груды овощей

Лежат, пестры, на чернозёме.

Ещё струится холодок,

Но с парников снята рогожа.

Там есть прудок, такой прудок,

Где тина на парчу похожа.

А мальчик мне сказал боясь,

Совсем взволнованно и тихо,

Что там живёт большой карась

И с ним большая карасиха.

Анна Андреевна была больна туберкулёзом. От этой болезни умерли её родные сёстры Инна Андреевна Штейн (1880-1906) и Ия Андреевна Горенко (1892-1922). Ахматову это очень беспокоило. Может быть, поэтому и родились в её душе следующие строчки:

На Казанском или на Волковском

Время землю пришло покупать.

Ах! под небом северным шёлковым

Так легко, так прохладно спать.

Новый мост ещё не достроят,

Не вернётся ещё зима,

Как руки мои покроет

Ничего не вспугну веселья,

Никого к себе не зову.

Мне одной справлять новоселье

В свежевыкопанном рву.

8 июля Слепнёво

В окрестностях Слепнёва.

Но постепенно Ахматова привыкла к Слепневу, сроднилась с ним, и стихи пошли «легкой свободной поступью». Сельская жизнь уже становится для нее необходимостью. Анна Андреевна полюбила Слепнево и стала называть тверскую землю своей второй родиной, любимой стороной …

Чтение стихотворения уч-ся

Столько раз я проклинала

Это небо, эту землю,

Этой мельницы замшелой

Тяжко машущие руки!

А во флигеле покойник,

Прям и сед, лежит на лавке,

Как тому назад три года.

Так же мыши книги точат,

Так же влево пламя клонит

Так же влево пламя клонит

И поёт, поёт постылый

О моём веселье горьком.

А раскрашенные ярко

Прямо стали георгины

Вдоль серебряной дорожки,

Где улитки и полынь.

Так случилось: заточенье

Стало родиной второю,

А о первой я не смею

И в молитве вспоминать.

Писательнице А.Н.Чеботаревской Ахматова писала 16 июля 1915 года из Слепнёва: «Я поправляюсь очень медленно, но много работаю, по-видимому, в деревне голос музы лучше слышен». Так выразилось удовлетворение благоприятной для творчества обстановкой в Слепнёве.

Среди этого непривычного ей мира, на незнакомых просторах А.А. Ахматова ищет особенности местной жизни в историческом прошлом.

Уже в стихотворении "Последнее письмо" она упоминает эпитет "корельский":

В саду под шум берез корельских
О днях мечтаю царскосельских.
О долгих спорах, о стихах
И о пленительных губах.

В другом стихотворении слово "корельский" становится синонимом бежецкого края:

Теперь прощай, столица.
Прощай, весна моя.
Уже по мне томится
Карельская земля.
"Теперь прощай, столица. "

Этот эпитет повторяется в поэзии А.А. Ахматовой не случайно.

Рядом с имением Слепнево располагались карельские поселения, центром которых был погост Карельское Кошево (по аналогии с Русским Кошевом). Он находился в двух километрах от Слепнева. Поэтому часто его летние гости вместо своей приходской церкви в селе Границы ходили молиться сюда в Сретенскую церковь. Об этом рассказывают не только воспоминания местных крестьян, но, вероятно, свидетельствуют и стихотворения А.А. Ахматовой:

Буду тихо на погосте
Под доской дубовой спать,
Будешь, милый, к маме в гости
В воскресенье прибегать -
Через речку и по горке
Так, что взрослый не догнать,
Издалека, мальчик зоркий.
Будешь крест мой узнавать.
"Буду тихо на погосте. "

Впервые карелы появились на бежецкой земле в конце XVI - начале XVII века3 в особенности после подписания Русским государством вечного мира со Швецией в деревне Столбово под Тихвином в 1617 году, по которому от Руси отторгались Карельский уезд (земли на Карельском перешейке севернее Ладожского озера) и ижорская земля с городами Ям, Ивангород и Копорье. Некоторые жители этих мест, не пожелавшие быть под властью представителей другой веры, переселялись огромными партиями в опустевшие после Смуты края в Новгородской и Тверской губерниях, в том числе и в Бежецкий уезд.

А.А. Ахматова замечает, что, несмотря на более позднее подселение карел в верховьях Мологи, в древние времена на той земле жило родственное современным карелам фино-угорское племя весь, которое оставило после себя старинные названия рек Молога (означает - "тихая или рыбная река"), Уйвешь (чистая вода), села Сулега (селение на холме), болота Хабенка (осиновое) и другие4. Видимо, поэтому поэт называет бежецкий край "древней корельской землей".
Интерес к бежецкому краю, вероятно, был вызван у Ахматовой тем, что она постоянно ощущала в себе "капельку новогородской крови". Ее предки по материнской линии дворяне Стоговы были когда-то новгородскими боярами5, а Бежецкий Верх был одной из волостей древнего Новгорода. Может быть, поэтому А.А. Ахматова очень остро замечает все тонкости народной жизни, местного уклада.

Течет река неспешно по долине.
Многооконный на пригорке дом.
И мы живем, как при Екатерине:
Молебны служим, урожая ждем.
"Течет река неспешно по долине. "

В недописанном очерке "Слепнево" А.А. Ахматова отмечает характерные особенности убранства слепневской комнаты: "В моей комнате (на север) висела большая икона - "Христос в темнице". Над диваном висел большой портрет Николая I не как у снобов в Петербурге - почти как экзотика, а просто, серьезно по-онегински ("царей портреты на стене"). Было ли в комнате зеркало - не знаю, забыла"

Эти слова А.А. Ахматовой подтверждают и "Заметки о быте населения Бежецкого уезда", сделанные неизвестным автором еще в 1874 году. Он писал: "Наружный вид крестьянских жилищ, за немногими исключениями, не оставляют приятного впечатления. Особенно если видишь их в зимнее время. Приземистые, с высокими соломенными крышами и маленькими окнами, они выглядывают так уныло, что невольно думается о том, как мало удобств дают они своим обитателям. ". Далее он отмечает: "Миряне усердно посещают церковь, слушают обедню, заутреню, по обычаю зовут священников для исполнения разных треб. ", но ". единственной пока школою у крестьянина в большинстве случаев остается сама его многотрудная жизнь".

Ахматову в Слепневе привлекло устное народное творчество. Она едва ли не первой ввела элементы просторечия, частушки, плачи, заклинания, причитания в обиход высокой поэзии. Эти элементы у нее органичны и естественны, они восприняты поэтом как единое целое со всей жизнью и образом мыслей трудового народа.

На тверской земле А.А. Ахматова подмечает не только черты народного быта, но и приметы сельского труда, крестьянские заботы, радости, огорчения:

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг.
"Перед весной бывают дни такие. "

Буду черные грядки холить,
Ключевой водой поливать;
Полевые цветы на воле,
Их не надо трогать и рвать.
"Буду черные грядки холить. "

Даже птицы сегодня не пели,
И осина уже не дрожит.
Стаю солнце немилостью Божьей,
Дождик с Пасхи полей не кропил.
"Пахнет гарью. Четыре недели. "

В недописанной автобиографической книге "Мои полвека" А.А. Ахматова отмечала: "Бабы выходили в поле в домотканых сарафанах, и тогда старухи и топорные девки казались стройнее античных статуй". Впоследствии своим знакомым А.А. Ахматова рассказывала: "Униженно держались только украинские крестьяне. Они были развращены польскими помещиками. Я сама видела там, как едет управляющий в красных перчатках, и семидесятилетние старухи его в эти перчатки целуют. Омерзительно! А в Тверской губернии совсем не то - полное достоинство".

А.А. Ахматова неоднократно слышала, как на праздничных гуляниях поют местные женщины. Вероятно, об их печальном пении и рассказывает стихотворение "Песня о песне":

Она сначала обожжет,
Как ветерок студеный,
А после в сердце упадет
Одной слезой соленой.

Не случайно некоторые ее стихи перекликаются с русским фольклором:

Лучше б мне частушки задорно выкликать,
А тебе на хриплой гармонике играть.
И уйдя, обнявшись, на ночь за овсы,
Потерять бы ленту из тугой косы.
"Лучше 6 мне частушки задорно выкликать. "

Множество вариантов используемого А.А. Ахматовой лирического сюжета, в котором героиня частушки поет, а ее возлюбленный играет, были широко распространены в Тверской губернии. Например:

Ты играешь - меня травишь.
Я пою - тебя травлю,
Ты не знаешь, ягодиночка.
Как я тебя люблю.

В начале Первой мировой войны А.А. Ахматова находилась в своем "тверском уединеньи", и все увиденное и услышанное там поэтом с болью нашло отражение в ее стихах:

Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.

В 1914 году Гумилёв ушёл добровольцем на войну. Молодая женщина тосковала.

Чтение стихотворения уч-ся.

Тяжела ты, любовная память!

Мне в дыму твоём петь и гореть,

А другим - это только пламя,

Чтоб остывшую душу греть.

Чтобы греть пресыщённое тело,

Им надобны слёзы мои…

Для того ль я, господи пела,

Для того ль причастилась любви!

Дай мне выпить такой отравы,

Чтобы сделалась я немой,

И мою бесславную славу

Осиянным забвением смой.

Народные бедствия глубоко потрясли А.А. Ахматову, и она тяжело переживает происходящие события:

Вдруг запестрела тихая дорога,
Плач полетел, серебряно звеня.
Закрыв лицо, я умоляла Бога
До первой битвы умертвить меня.
"Памяти 19 июля 1914".

Анна Ахматова, как настоящая патриотка, восклицала в стихах:
Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат.
20 июля

Переживая за русское воинство, поэтесса обращается к образу Богородицы, которая в веках всегда была покровительницей русских воинов. Иконы с изображением Богородицы русичи брали с собой в военные походы.
По исторической аналогии Ахматова сравнивает Россию со сказочным белым домом:
Столько раз. Играйте, солдаты,
А я мой дом отыщу,
Узнаю по крыше покатой,
По вечному плющу.

Но кто его отодвинул,
В чужие унес города
Или из памяти вынул
Навсегда дорогу туда.

Величайшая мудрость и боль блокадных и ташкентских стихов находят истоки в написанных в 1914 - 1916 годах слепневских стихах о России, о солдатках.

В слепневский же период зазвучал еще один мотив: в стихах поэт корит себя за недостаточное внимание к ребенку. Все-таки она была Мать и приезжала в Слепнево к сыну!

Далеко в лесу огромном,

Возле синих рек,

Жил с детьми в избушке тёмной

Младший сын был ростом с пальчик,-

Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,

Долетают редко вести

Приложение 13. Урок на тему: «Культура тверского края во второй половине XIX – начале XX в.». Автор: Стремилова Г.Г. учитель истории МОУ Пятницкая СОШ Максатихинского района

В четвертую книгу сборника включены сочинения по произ­ведениям современной литературы. Большую помощь в подго­товке к письменным и устным экзаменам окажут образцы сочинений на обобщающие темы по русской литературе XX века.

Многие методисты и исследователи справедливо считают вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников и их эмоциональной сферы постижение лирического текста.

170. "МЫСЛЬ НАРОДНАЯ" И "МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ" В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР". ПРОБЛЕМА РОЛИ НАРОДА И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.

О связях русской литературы с разного рода оккультными и эзотерическими учениями (спиритизм, теософия, антропософия, масонство, розенкрейцерство и т.п.

Бежецкая центральная районная библиотека им. В.Я. Шишкова

Музейно -литературный центр "Дом поэтов". Село Градницы

Могилы Александры Степановны Сверчковой и Анны Ивановны Гумилевой на Бежецком кладбище

«Место моего детства, которое я довольно хорошо помню, ибо с шести до двадцати лет жил там и постоянно его посещал - оно не относится к числу красивых мест России.Это ополье, всхолмленная местность,глубокие овраги,в которых текут очень мелкие речки. Молога, которая была в свое время путем из варяг в хазары, сейчас около Бежецка совершенно затянулась илом, обмелела. Прекрасная река Остречина, в которой мы все купались, - очень маленькая речка, - была красива, покрыта кувшинками, белыми лилиями. Уже нет той березовой аллеи, по которой мы всегда гуляли с Александром Переслегиным, моим учителем, который объяснял мне философию. Так что же, собственно, хранить, спросите вы меня, и для чего хранить. Вот на этот вопрос я и отвечу.
Дело в том, что некрасивых мест на земле нет. Родной дом красив для всех. Я родился, правда, в Царском селе, но Слепнево и Бежецк - это моя Отчизна, если не Родина. Родина - Царское Село. Но Отчизна не менее дорога, чем Родина. Дело в том, что я этим воздухом дышал и воспитался, потому я его люблю. Но скажите, что это, в конце концов, ваше личное дело, а зачем он нужен нам?
А потому, что этот якобы скучный ландшафт, очень приятный и необременительный, эти луга, покрытые цветами, васильки во ржи, незабудки у водоемов, желтые купальницы - они некрасивые цветы, но они очень идут к этому ландшафту. Они незаметны, и они освобождают человеческую душу, которой человек творит; они дают возможность того сосредоточения, которое необходимо для того, чтобы отвлечься на избранную тему.
Вот поэтому дорога мне моя Тверская, Бежецкая (я не говорю - Отчизна, - она мне не принадлежала) - но мое Отечество. Потому что именно там можно было переключиться на что угодно. Ничто не отвлекало. Все было привычно, и потому – прекрасно».

Дом 68/14 на улице Чудова, в котором жил Лев Гумилев


Лев Гумилев учился в г. Бежецке. Сменил три школы (гимназия - ныне Дом детства и юношества; железнодорожная школа- сдание сохранилось и находится за железнодорожным вокзалом; 1-ая советская школа второй ступени- ныне средняя школа №5).

Дом детства и юношества. 2012г.

Женская гимназия, 2-я советская школа 2-ой ступени.

Здание бывшей железнодорожной школы.

Старое здание железнодорожного вокзала.

Средняя общеобразовательная школа №5 им. Л.Н. Гумилева

Дом, в котором жил учитель Льва Гумилева Александр Михайлович Переслегин
(ул. Пролетарская, д.46)

Музейно-литературный центр «Дом поэтов»

филиал Тверского государственного объединенного музея

Усадебный дом в деревне СлепнёвоБежецкого уезда Тверской губернии был по­строен в конце XVIIIв.и принадлежал помещикам Львовым.

В конце XIXв. он перешел по наследству от старшего брата контрадмирала Льва Ивановича Львова его сестрам: Bapваре, Агате, Анне. Анна ИвановнаГумилёва была матерью почта Николая Степановича Гумилёва. Он приезжал в усадьбу с 1908 г. а с 1911 по1917 гг. сюда каждое лето приезжала его жена Анна Андреевна Ахматова.Здесь были написаны многие стихи, ставшие классическими образцами русской лирики. Со слепнёвским домом связано детство сына поэтов, известного историка Льва Николаевича Гумилёва.

В этомдоме бывали художник Д.Д. Бушен; поэтесса,художница, общественный деятель, монахиня Е.Ю. Кузьмина-Караваева, известная в Западной Европе как Мать Мария.

В 1917 году хозяева оставили усадьбу Слепнёво. А.И.Гумилёва с пятилетним внуком Львом переселилась в Бежецк, где их также навещали Николай Степанович и Анна Андреевна.

После революции опустевший слепнёвский дом использовали для разных хозяйственных нужд, а деревня Слепнёво постепенно исчезала. В 1935 г. дом перевезли в село Градницы, и в нём была открыта школа. В 1987 г. школа была переведена в новое здание. Мемориальный дом освободился. В 1989 г. к 100-летию А.А. Ахматовой, здесь была открытаэкспозиция в 4-х залах мезонина.

Осенью 2008 г. «Дом поэтов» стал филиалом Тверского государственного объе­диненного музея как музейно-литературный центр. К 120-летию со дня рождения А.А. Ахматовой создана новая экспозиция.Она занимает 7 залов усадебного дома. На первом этаже размещается Градницкая сельская библиотека.

Экспозиция открывается историей деревниСлепнёво и усадебного дома. Здесь можно познакомиться с его обитателями, с укладом их жизни, с семейными традициями.

Слепневские обитатели и их гости на веранде усадебного дома.

Впервые Анна Андреевна приехала в Слепнёво в 1911 г. из Парижа. Сначала она воспринимала это место как ссылку в захолустье из столицы. В 1911 и 1912 гг. в Слепнёве было написано всего по одному стихотворению: «Целый день провела у окошка. » и «Венеция»,в 1913 г. их уже пять. Постепенно Ахматова привыкла к Слепнёву, сроднилась с ним, и стихи пошли «лёгкой свободной поступью».
В залах музея можно увидеть все известные фотографии Ахматовой в Слепнёве.
Особое очарование - у комнаты Ахматовойв мезонине. В своих воспоминаниях она описывает свою комнату так: «В моей комнате (на север) висела большая икона - Христос в темнице. Узкий диван был таким твёрдым, что я просыпалась ночью и долго сидела, чтобы отдохнуть. Над диваном висел небольшой портрет Николая Iне как у снобов в Петербурге - почти как экзотика, а просто, сериозно по-Онегински («Царей портреты на стене»). В шкафу остатки старой библиотеки, даже «Северные цветы» и барон Брамбеус,и Руссо».
Всё, описанное Ахматовой, можно увидеть здесь. Сохранены синий цвет стен, икона «Христос в темнице» из этого дома, шкатулка и нож для разрезания бумаги на круглом столе, принадлежавшие А. И. Гумилёвой.

У Николая Степановича Гумилёва своей комнаты в доме не было. Он бывал в Слепнёве меньше по времени, чем Ахматова. «Николай Степанович не выносил Слепнёва. Зевал, скучал, уезжал в немыслимом направлении. Писал «такая скучная не золотая стаина»… Но, однако,что-то понял и чему-то научился», -писала Анна Андреевна. Отдельный зал музея посвящен жизни и творчеству Н.С. Гумилёва. Здесь воспроизведён уголок поэта началаXXвека. Он обставлен ме­белью в стиле «модерн»: диван, кресла, стулья, письменный стол, подставка для цветов.

Из воспоминаний о Гумилёве известно, что он самым фантастическим образом обставлял свои комнаты. Его комната в Царском Селе была выдержана в жёлтых тонах - жёлтый цвет и в этом зале. Безделушки на письменном столе подобраны по фотографии Гумилёва за письменным столом: чернильный прибор, украшенный цветочным барельефом, вазочка для цветов, спичечница и пепельница, экзотические кувшины.

В мезонине, в комнате с балконом, экспозиция посвящена Л.Н. Гумилёву. Здесь фотография маленького Лёвы, детские игрушки, кошелёк, обвязанный Лёвушкой для бабушки; журналы, фотографии бежечан - современников Гумилевых. В соседнем зале представлена фотовыставка, рассказывающая об основных вехах жизненного пути выдающегося ученого Л.Н. Гумилева.

Экспозиция дома с удивительной судьбой ярко демонстрирует, что в начале XXвека жизнь и творчество русских поэтов - Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, их сына Льва - оказались прочно связаны с Тверским краем, с деревней Слепнсво.

Использованы материалы буклета: Дом поэтов: Музейно-литературный центр: [буклет]/ Твер. гос. объед. музей; текст О.Г. Зиминой, О.А. Орловой.- Тверь: РЭД, 2010.- [1] отд. л. ил.

Река Молога
Прекрасна ты, река Молога,
С твоею тихою водой,
На Волгу-матушку дорога
В дни старины еще седой.
Ты ведала иное время
Здесь лося бил из лука финн,
Не сеял здесь ржаное семя
Лесов дремучих властелин.
Бывало, из варяг в хазары
К далеким чуждым городам
Купцы везли свои товары
По разливным твоим водам.
. Но вот пришли сюда славяне
И привезли свои суда,
Потребовали с финнов дани
И стали строить города.
Пропали финны и хазары,
Настала новая пора,
Пришли из Азии татары
И стала "ханина гора".
Монголы дикие сокрылись,
Как исчезает ночи тень,
И в нашем крае появились
Дрюцково, Бежецы, Узмень.
Мы долго сеяли, пахали,
Наш край прославился давно
В Москву мы рыбу отправляли,
В Новгород крупное зерно.
Молога дружна с Остречиной
Как сестры нежные живут
А Бежецк новый, горделивый,
Второй Украиной зовут.

Вепрёвская школа

Стихотворения" Бессмертник сух и розов. Облака. ", "Бежецк"

1. Знакомство с биографией А.А.Ахматовой - обзорно
2. Знакомство с тверскими страницами биографии поэта - подробно
3. Чтение и анализ стихотворений "Бессмартник сух и розов. Облака. ", "Бежецк",
написанных в Слепнёве и в Бежецке
4. Формирование навыка анализа лирического произведения
5. Воспитание патриотизма и эстетического вкуса", общечеловеческих ценностей

Альбом с фотографиями А.А.Ахматовой, тексты стихотворений для урока (в папках для индивидуальной работы учащихся)

Приёмы обучения:
• Составление ассоциативных цепочек
• ИНСЕРТ
• Кластер "Фишбоун"
• «Корзина идей"
• "Выразительное чтение"


Тип урока - изучение нового материала


1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку
-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на уроке. Сегодняшнее занятие мы посвящаем родной земле: разговор пойдёт о всемирно известной поэтессе России - Анне Андреевне Ахматовой, чья жизнь и творчество тесно связаны с тверской землёй: усадьба Слепнёво Бежецкого района - место, где часто бывала А.Ахматова.

II. Погружение в проблему.
Учитель. Запишите в свои тетради тему урока и даты жизни поэта. (Запись сделана предварительно на доске)
Дети пишут: "18.02.13

Анна Андреевна Ахматова


23 июня 1889 - 5 марта 1966

1.Тверские страницы биографии Анны Андреевны Ахматовой.
2. Жизнь в Слепнёве.
3. Стихотворения А.А.Ахматовой, их некоторые особенности.
4. Мой читательский выбор.

Словарная работа: серебряный, "серебряный век",кластер"

Серебряный - 1. Сделан из серебра
2. Мелодичный, переливчатый звук
"Серебряный век поэзии" - конец 19 - начало 20 века"

- Для Серебряного века характерно появление широкого слоя образованного общества, появление многочисленных просвещённых любителей искусств. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию — были зрителями, слушателями, читателями, критиками.

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…
А.Ахматова

Учитель. Нарисуем солнышко - это автор и его произведение
От него - лучи: поэзия освещает жизнь и "обогревает",облагораживает человека
Лучи - это ваши ассоциации, идеи
- Как называется такая схема, которую мы будем составлять по ходу изучения материала?
Ученик. Мы будем составлять кластер. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает "кисть, гроздь, созвездие, пучок. "

III. Осмысление вопросов темы урока, целеполагание

Учитель. В чём вы видите проблему ?
Ученик. Мы мало знаем об А.А.Ахматовой и не знаем её произведений, о которых упоминается в теме урока.
Учитель. Как сформулировать цели урока ?
Учащиеся.
- Познакомиться с биографией А.А.Ахматовой, с тверскими страницами жизни, историей создания стихотворений "Бессмертник сух и розов. " и "Бежецк"
- Узнать, какие особенности лирики А.А.Ахматовой
- Выбрать понравившееся стихотворение и научиться выразительно его читать, дома выучить наизусть

Учитель. Верно. Кроме поставленных вами целей, надо почувствовать и понять, о чём и как пишет в своих произведениях А.А.Ахматова и что в них интересного и полезного для каждого из вас.
Готовы? Начинаем.

IV. Реализация целей урока

1.Краткий рассказ учителя "Из биографии А.А.Ахматовой". - Рассказ сопровождается материалом с веб-сайта ("Семейные фото А.Ахматовой") и видео из Царского Села
Задание: составить кластер в виде "рыбьей кости" (фишбоун)
Анна Андреевна Ахматова родилась 23 июня 1889 года в приморском городке Большой Фонтан.(Фото: Ане 1 год) Когда Анне был год, родители переехали в г.Царское Село.(Фото: Ане 10 лет)
Девочка из дворянской семьи получила домашнее воспитание и образование, что позволило ей поступить в гимназию. Писать стихотворения стала с 11 лет - их было много, но она их никому не показывала. Впрочем, талант ищет выхода и находит его, и в местной газете готовятся к публикации стихотворения Ани Горенко, отец сказал: "Не позорь фамилию". Аня оторопела и со слезами воскликнула: "Не нужна мне твоя фамилия. " Ане 15 лет (фото). Шёл 1904 год. А в 1905 году родители развелись, и дети с матерью уехали из Петербурга на юг, на Украину (фото Эммы Эразмовны с детьми).
Анна доучилась в Киевской гимназии, продолжая заниматься любимым ремеслом - слагать стихотворения. В 1907 году Анна Андреевна и Николай Степанович Гумилёв помолвлены, в 1910 году они обвенчались. Молодые вернулись в Царское Село и стали жить в частном доме Гумилёвых. (Фото Анны Ахматовой, 1910 год)
Начиная с лета 1911 года, Ахматова бавала регулярно и подолгу в Слепнёве - родовом поместье Анны Ивановны Гумилёвой (в девичестве Львова) - до 1917 года.
Поместье было разграблено, а Анна Ивановна Гумилёва купила квартиру в доме по улице Чудова, дом сохранился и поныне. Сюда Анна Ахматова тоже приезжала несколько раз.
В 1918 году Анна Ахматова и Николай Гумилёв развелись. Он женился во второй раз, и она вышла замуж повторно. Поэты не могут жить без любви.
Проверка кластера
2.1.Чтение стихотворений Анны Ахматовой и их анализ
а) Первичное чтение. - Учитель

"Бессмертник сух и розов. Облака. "


б) Беседа по содержанию

Учитель. Когда написано стихотворение?
Ученик. Стихотворение написано Анной Андреевной
20 мая 1916 года в Слепнёве - об этом свидетельствует запись, сделанная рукой Ахматовой.
Учитель. Чем нравится это стихотворение?
Стихотворение оптимистическое, радостное, хотя в нём присутствуют нотки грусти (она «в тесном затворе»).
Конечно, здорово, что дуб, под которым отдыхала Ахматова, можно увидеть и сегодня. О нём она пишет с нежностью: в листве спрятались говорящие с поэтом птицы. Дуб – ориентир усадьбы Слепнёво - остался живым свидетелем её радостей и тревог. Почитатели таланта Анны Андреевны Ахматовой приходят к этому дубу, читают стихи, придуманные поэтом под этим дубом.
Учитель. О чём это стихотворение?
Ученик. Темы стихотворения - весна, любовь, ожидание скорой встречи с любимым: "ждать осталось мало дней".
Идея стихотворения заключается в индивидуальном, неповторимом описании пробудившейся земли: "листва бесцветна и тонка", "Лучи зари до полночи горят", "птицы говорят" (метафоры), лесная дорога "всего милей" - эпитет. И дорога, и "убогий мост" - символы соединения людей, и это важно в жизни каждого.
Учитель. Какое слово на вас произвело впечатление и почему?
Ученики.
- Убогий мост. Не кривой, не горбатый, а именно "убогий": значит - "у Бога". С Божьей помощью вернётся с войны муж, и в семье воцарится счастье.
- Непривычное прилагательное у слова небо: свежее. Не высокое, не нежное, а именно свежее - не испорченное гарью войны (стихотворение написано в 1915 году), прозрачное и прохладное
Учитель. Подумайте, о чём, "всегда чудесном", говорят птицы ?
Ученики. "Всегда чудесное" – счастье. Ахматова об этом прямо не говорит, боясь спугнуть - по русскому поверью.
в) Задание в карточках, на выбор учащихся
1 группа: составить кластер со словом "счастье"
2 группа: составить ассоциативную цепочку, которая поможет вам расставить акценты для выразительного чтения
Бессмертник, облака, дуб - лучи зари, затвор, птицы - я счастлива, дорога, ждать. немного
Проверка самостоятельной работы:
1. Составление общего кластера. – Схема на доске
2. Заслушивание вариантов ассоциативных цепочек, остановка на лексических значениях слов, помогающих понять душевное состояние героини лирического произведения

г) Повторное чтение – учащиеся

Задание: так прочитать, чтобы передать чувства лирической героини

В помощь – плакат «Средства выразительного чтения. Темп, тембр, громкость»

Оценка техники выразительного чтения по принципу «Нравится – не нравится». – Самооценка (что доработать) и оценка другими (только позитивные моменты)

2.2. Чтение и анализ стихотворения "Бежецк"

а) История создания стихотворения и первичное чтение. - Учитель

б) Анализ стихотворения. – Учащиеся. – Самостоятельная работа

Приём Инверт (вставка находок учащихся в исходный текст)

Текст примерного анализа

Тема стихотворения – Бежецк накануне Рождества, праздник и боль утраты лирической героини, вера в хорошее.
Идейный замысел раскрывается при помощи художественных тропов и формы стихотворения. Эпитет «белые церкви» открывает «ворота» в чудный город русской провинции. Хотя в Бежецке Спасо-Кладбищенский храм из красного кирпича, он у Ахматовой «белый», то есть «чистый, светлый, благородный». Эмоциональный фон нарастает благодаря фразе:
«…там звонкий, светящийся лёд. »
Не правда ли, что читатель попадает в сказочный мир? И в нём – радость: милый родной человечек:
Там милого сына цветут васильковые очи.
В одном стихе читатель видит столько украшений! И эпитеты «милый», «васильковый», и двойная метафора «цветут васильковые очи» (мало того, что глазки как васильки, они ЦВЕТУТ!)
Красота русских ночей подчёркнута эпитетом-метафорой «алмазные», что значит дорогие сердцу, необыкновенной красоты и достоинства. И даже обыкновенный месяц «имеет запах» целебной силы благодаря сравнению:
И серп поднебесный желтее, чем липовый мёд.
Но почему при описании такой дивной красоты мы не видим ни одного восклицательного знака? «Строгая» и «скупая» память «открыла… страшную дверь», « с поклоном» приглашает войти героиню лирического стихотворения. А что там, за этой дверью? Известие о беде. Укоры, упрёки, ожидание счастья, разочарования… Нет, не идёт туда героиня Ахматовой, потому что Рождество – праздник торжества света и победы над тьмой! Как всегда, когда трудно и больно, надо идти к людям, к городу:
И город был полон весёлым рождественским звоном.
Эпитет «весёлый» - порог, за которым оптимизм, желание превозмочь боль, любить жизнь даже при тяжких обстоятельствах и верить в хорошее.
Стихотворение представляет собой два четверостишья, словно два цветка на надгробье. В первом четверостишье использована кольцевая рифма, как отражение того, что кольцо, узы брака связывали Анну Ахматову с расстрелянным в 1921 году Николаем Гумилёвым. Во втором четверостишье автор использовал перекрёстную рифму, которая позволяет быть уверенным в том, что все трудности будут преодолены, т.к. крест даётся каждому по силе и крепости.
Почти всё стихотворение написано 5-стопным амфибрахием, исключение составляет второй стих второй строфы. Скорее всего, это тоже не случайно. Подчёркивается влияние прошлого на настоящее:
(память) «Свои терема мне открыла с поклоном».
Стихотворный размер и чередование женских и мужских рифм позволяет читателю почувствовать и глубину любви к жизни героини лирического стихотворения, и её силу воли, и единение с миром природы, и гармонию чувств.
В стихотворении первые два предложения – простые, повествовательные. Второе – сложное, союзное, сложносочиненное. Третье – сложное, состоит из 3 частей – мысль сложная, недосказанная, и героиня словно стоит на перепутье в раздумье. Правильное ли решение принято? Последний стих – простое невосклицательное предложение: надо жить настоящим и будущим. Точка.
Необыкновенно красивое, изящное стихотворение, с глубоким философским смыслом: надо жить, надо верить

в) Проверка самостоятельной работы

VI. Вывод. Подведение итогов урока
Учитель. Для чего нужна человеку поэзия?
Ученик. Поэзия освещает жизнь и "обогревает", облагораживает человека…

VII. Домашнее задание
Для всех:
Рассказ о тверских страницах жизни А.А.Ахматовой;
выразительное чтение наизусть стихотворений А.А.Ахматовой: "Бессмертник сух и розов. ", "Бежецк"
По выбору:
отзыв о прочитанном;
презентации на тему урока,
иллюстрирование произведений Ахматовой А.А.

VIII. Завершение урока
Оправдался ли прогноз результатов урока?
* Что вы запомнили из биографии поэта?
* Какое стихотворение понравилось больше и почему?
* Подумайте, какое стихотворение А.А.Ахматовой вам захотелось спеть.


Приложение: стихотворения А.А.Ахматовой

"Бессмертник сух и розов. Облака. "

Бессмертник сух и розов. Облака
На свежем небе вылеплены грубо.
Единственного в этом парке дуба
Листва ещё бесцветна и тонка.

Лучи зари до полночи горят.
Как хорошо в моём затворе тесном!
О самом нежном, о всегда чудесном
Со мной сегодня птицы говорят.

Я счастлива. Но мне всего милей
Лесная и пологая дорога,
Убогий мост, скривившийся немного,
И то, что ждать осталось мало дней.

Там белые церкви и звонкий, светящийся лед.
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.

Там строгая память, такая скупая теперь,
Свои терема мне открыла с глубоким поклоном;
Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь.
И город был полон веселым рождественским звоном.

26 декабря 1921 года

«Согражданам» А.Ахматова

«Согражданам» Анна Ахматова

И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озера, степи, города
И зори родины великой.

В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома…
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,

За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.

Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.

Анализ стихотворения Ахматовой «Согражданам»

Стихотворение «Согражданам» открывает пятый сборник Ахматовой «Anno Domini MCMXXI», выпущенный в 1922 году. Советская цензура вырезала страницу с ним практически из всех экземпляров тиража книги. Чем же не угодила Анна Андреевна властям? Поэтесса говорит от лица всех жителей Северной Венеции (везде употреблено местоимение «мы» и его производные). Пребывание в любимом городе противопоставляется свободе, которой больше в нем нет. Петроград Ахматова называет «дикой столицей». Те, кто решил остаться в ней, навсегда забыли «озера, степи, город и зори родины великой». В стихотворении выводится метафора, ставшая ключевой для сборника «Anno Domini MCMXXI». Анна Андреевна рисует перед читателями образ рокового круга, в его центре – человек, предпринимающий попытки найти свое место в новом страшном мире, выжить не только физически, но и духовно.

«Согражданам» — реакция Ахматовой на свершившуюся революцию и ее плоды. У поэтессы нет желания покидать обожаемый Петербург, хотя она и понимает, что дальше будет только хуже. Об этом говорится в заключительной части стихотворения. Из-под пера Анны Андреевны появляется неутешительное пророчество. Ахматова предчувствует приход иной поры, близость которой предвещает ветер смерти, студящий сердце. По ее мнению, всем, кто нашел в себе силы не сбежать, «град Петров невольным памятником будет». Петрограду поэтесса противопоставляет Бежецк. Стихотворение, посвященное этому древнему русскому городу, расположено вторым в сборнике «Anno Domini MCMXXI». Там царит покой, раздается веселый рождественский звон, стоят белые церкви, «милого сына цветут васильковые очи».

Мотив невозможности ухода из родных мест по моральным соображениям встречается не только в «Согражданам», но и в других послереволюционных произведениях Ахматовой. В 1917 году, когда пошла первая волна эмиграции и за границу подались многие знакомые поэтессы, на свет появилось стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…». С самого начала Анна Андреевна осознавала, что приход к власти большевиков не принесет России ничего хорошего. Тем не менее, она не могла себе позволить покинуть страну. И с каждым годом убежденность ее только росла. В 1922 году Ахматова написала «Не с теми я, кто бросил землю …», где осудила эмигрантов. Она назвала их изгнанниками, сравнила с заключенными, больными, странниками.

Послушать стихотворение Ахматовой Бежецк

Темы соседних сочинений

Настроение произведения Бежецк

Бежецк