Анализ стихотворения Ахматовой Алиса



Алиса - Ахматова А.

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Алиса № 1

Все тоскует о забытом,
О своем весеннем сне,
Как Пьеретта о разбитом
Золотистом кувшине.

Все осколочки собрала,
Не умела их сложить.
"Если б ты, Алиса, знала,
Как мне скучно, скучно жить!

Я за ужином зеваю,
Забываю есть и пить,
Ты поверишь, забываю
Даже брови подводить.

О Алиса! Дай мне средство,
Что б вернуть его опять;
Хочешь все мое наследство,
Дом и платья можешь взять.

Пример

Он приснился мне в короне,
Я боюсь моих ночей!"
У Алисы в медальоне
Темный локон - знаешь чей?!

- "Как поздно! Устала, зеваю. "
"Миньона, спокойно лежи,
Я рыжий парик завиваю
Для стройной моей госпожи.

Он будет весь в лентах зеленых,
А сбоку жемчужный аграф;
Читала записку: "У клена
Я жду вас, таинственный граф!"

Сумеет под кружевом маски
Лукавая смех заглушить,
Велела мне даже подвязки
Сегодня она надушить".

Луч утра на черное платье
Скользнул, из окошка упав.
"Он мне открывает объятья
Под кленом, таинственный граф

Анализ «Мужества» Ахматовой А. А.

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Алиса № 2

Анна Ахматова – величайшая поэтесса Серебряного века, сильная и мужественная женщина. Её судьбу нельзя назвать безмятежной и лёгкой, на долю женщины выпало немало тяжелейших испытаний. Однако силу духа она не утратила до самого конца и стремилась поделиться своей стойкостью и опытом в собственных стихах. Одно из произведений, которые написала Анна Ахматова, «Мужество» (анализ стихотворения представим ниже), будет предметом этой статьи.

Сегодня имя Анны Ахматовой известно во всём мире, однако современная ей цензура не пропускала к публикации многие из её стихов. Жестоким репрессиям подверглись ближайшие люди Ахматовой – первый муж Николай Гумилёв, третий муж Николай Пунин и любимый и единственный сын Лев Гумилёв. Мужчины были арестованы по приказу властей и объявлены врагами народа. Мучения матери, носившей передачи сыну в тюрьму, выстаивающей бесконечные очереди в любое время года, пережившей отчаяние и страх, но не утратившей своего мужества, описаны в знаменитой поэме «Реквием» - памятнике трагедиям и скорби. Становится ясно, прочитав стихи поэтессы и выполнив их анализ: мужества Ахматовой не занимать! Она была человеком с сильным характером и в большинстве своём писала о собственных чувствах, хотя художественные произведения и носят вымышленный характер.

В политических вопросах Анна Ахматова всегда оставалась на стороне народа. Это было продемонстрировано и в поэме «Реквием», где поэтесса описала своё место в ряду несчастных жён и матерей, рыдающих в очередях на морозе, и в стихотворении «Мужество», посвящённом силе духа русского народа.

Анна Ахматова, «Мужество»: анализ стихотворения

Произведение написано в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. Это важнейший факт, который следует учесть, проводя анализ «Мужества». Ахматова сама переживала тяготы войны и не смогла отнестись равнодушно к этому событию. Разумеется, в стихотворении поэтесса обратилась к народу. Мужество – это то, что присуще русскому человеку. Только русский народ способен забыть об отчаянии и страхе, собрать последние силы в кулак и восстать против чёрной несправедливости. Анна Ахматова говорит от лица народа, она сама приравнивает себя к народу, местоимение «мы», употребляемое по всему тексту стихотворения, указывает на объединение себя и других. Сплоченность в тяжёлое военное время – единственный способ одержать победу. И в этом главная сила народа, его смысл. Анализ «Мужества» Ахматовой позволяет заключить, что в ней самой силён патриотический дух, и она, без всякого сомнения, бросилась бы в бой за собственную Родину.

Вспоминая подвиги советских солдат и даже детей и женщин, можно не сомневаться, что за любимую страну, за правду и справедливость люди готовы были потерять дома и имущество, без страха и сожаления лечь под пули, отдать свою жизнь ради общего блага и будущего потомков.

Поэзия в годы войны

Во время войны поддержка поэтов была очень важна для людей и бойцов. Слова о мужестве и бесстрашии мотивировали солдат, со стихами и песнями они отправлялись в бой, передавали их из уст в уста. Стихотворение Ахматовой имеет великую силу, её слова обращены ко всем. Поэтесса призывает помнить о том, ради чего следует проявить своё мужество: ради сохранения Родины, ради будущих поколений, ради мирного неба над головой. Русский народ не позволил бы фашистам захватить свою землю, сделать рабами своих детей, уничтожить культуру и русское слово, ведь русский язык – величайшее наследие для потомков. Именно это поэтесса и утверждает в последних строках своего стихотворения. Главное, к чему призывает Анна Ахматова, – мужество.

Краткий анализ поэтических характеристик произведения предоставляется ниже.

Стихотворение написано торжественным, провозглашающим тоном, звучащим громко, словно его декламирует сама Анна Ахматова. Анализ стиха «Мужество» показывает, что он написан четырёхстопным амфибрахием. Стихотворение звучит эмоционально, но экспрессия выдаётся лишь в конце последней строки и демонстрируется посредством восклицательного знака. В произведении использовано мало эпитетов, обильно применены они лишь к характеристике русского слова: «великое», «свободное», «чистое». Это подчёркивает его значимость в стихотворении, в истории страны и в жизни самой поэтессы.

Проведя анализ «Мужества» Ахматовой, можно сказать, что только человек, всей душой радеющий за свою Родину, загоревшийся патриотизмом, мог написать такое стихотворение. Анна Ахматова вещает из толпы, она сама находится среди народа, именно поэтому её произведение звучит так сильно и так искренне.

Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Любовь»

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Алиса № 3

20 февраля 2016

Центром ранней лирики Анны Андреевны Ахматовой, несомненно, была любовь. Великая, земная, всепоглощающая – она является зеркальным отражением не только чувств и эмоций самой поэтессы, но и каждой женщины в этом мире. Русская революционерка Александра Михайловна Коллонтай говорила о творчестве Ахматовой, что та преподнесла людям великий дар – перед читателем предстает «целая книга женской души».

Здесь отображены все: юная невинная девушка, опытная женщина, страстная любовница, умудренная опытом мать и печальная вдова. Все образы женской судьбы воплотила в себе и своих стихотворениях Анна Андреевна, да так, что каждая женщина, прочтя эти строчки, найдет и узнает в них себя.

Александр Иванович Герцен утверждал, что «женщина загнана в любовь» и это её чувство есть большая вселенская несправедливость, ошибка допущенная человечеством указавшим прекрасному полу путь только чувственному, эмоциональному мировосприятию, начисто исключив рационализм из женского сознания и самоидентификации. Что касается Ахматовой, то она вся была погружена в «любовь», с ее многогранностью и многообразием. Ведь это ощущение проходит с нами через всю жизнь.

Бывает неспокойным – «У самого сердца колдует» и волнение подкатывает груди, и хочется сжать руки под темной вуалью. А иногда «целые дни голубком. На белом окошке воркует» и весь мир сразу становиться радостным, светлым и невинным. Стихотворение Ахматовой переполнено эпитетами, образами, разнообразием поэтических форм и красок. Любовь – явление стихийное, тревожащее сердце и волнующее воображение.

Материнская или страстная девичья, переполненная нежностью или горечью об утрате – любовь всегда разная, однако, она всегда «верно и тайно ведёт от радости и от покоя» И Анна Андреевна всегда это знала, прочувствовав на себе она сочувствовала и другим.

Но сильному чувству всегда есть место в нашей жизни, оно не подвластно возрасту, рамкам и границам, не помнит прошлого, любовь всегда направлена на будущее, она «Умеет так сладко рыдать в молитве тоскующей скрипке, и страшно её угадать в ещё не знакомой улыбке».

Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я не любви твоей прошу…»

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Алиса № 4

Стихотворение «Я не любви твоей прошу…», написанное в 1914 году, трудно отнести к какому-либо жанру поэзии. На первый взгляд, кажется, что это стихотворение о любви, однако здесь сильно проявляется и тема поэта, творчества.
Уже из первых строк мы понимаем, что лирическую героиню покинул ее возлюбленный. Более того, он предпочел ей другую. Эта «другая», по мнению героини, сама я обыкновенная, «пустая». Она во всем проигрывает лирической героине. Недаром поэтесса использует для характеристики невесты своего бывшего возлюбленного эпитеты «дурочка» и «подруга милая», наполненные иронии.
Однако главное место в этом стихотворении занимает образ самой героини. Он как бы раздваивается: с одной стороны, это образ покинутой женщины, с другой – образ поэта, творца.
Мы видим, что героиня как покинутая возлюбленная – это мудрая женщина, не таящая обиды на когда-то любимого человека. Но мы понимаем, что ей пришлось многое пережить и много перестрадать, чтобы прийти к такому состоянию – принятия и смирения:
Я не любви твоей прошу.
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.
Сохранять чувство собственного достоинства героине помогает ее творческий дар, осознание того, что она Поэт. Именно творчество наполняет ее жизнь смыслом, позволяет понимать, что все потери в ее жизни – это пустяк по сравнению с тем, что у нее есть
Конечно, женщину-поэта любить непросто. Однако отношения с ней не идут ни в какое сравнение с любовью к самой обычной, серой, «такой, как все»:
Когда же счастия гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет сразу так постыло…
И героиня уверена, что ее бывший возлюбленный поймет свою ошибку, но уже будет поздно – она не примет его назад. Герой сделала выбор – в сторону обыденного, прозаического счастья. Так пусть он будет «счастливо до конца» - лирическая героиня ничем ему не сможет помочь. Горько и иронично она заявляет:
В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?
От счастья я не исцеляю.
После разрыва отношений героиня хотела от своего бывшего возлюбленного лишь одного – «дружбы светлые беседы И память первых нежных дней…» Но этого не случилось. Кто в этом виноват? То ли невеста героя, для которой «сознанье полное победы нужней», чем все остальное. То ли сам герой, который не позволяет своей будущей жене читать стихи героини, хранить ее портреты. Ясно одно – разрыв произошел навсегда, многое из того, что дорого и лирической героине, и ее возлюбленному, ушло в прошлое, забыто, предано. Это героине обиднее и страшнее всего, именно поэтому стихотворение наполнено настроением грусти, горечи, обиды.
Создать такое настроение, а также передать состояние своей героини Ахматовой помогают средства художественной выразительности. Это стихотворение, как и вся лирика поэта, просто и строго по форме, довольно бедно лексическими средствами выразительности. В данном стихотворении присутствуют довольно много метафор: «дружбы светлые беседы», «память первых нежных дней», «счастия гроши», «в мою торжественную ночь», «от счастья я не исцеляю». Есть здесь небольшое количество эпитетов («пресыщенной души»).
Из синтаксических средств выразительности в данном стихотворении присутствуют риторический вопрос («И чем могла б тебе помочь?»), риторической восклицание («Ведь так любезны женихи»), недоговоренность («А этим дурочкам нужней Сознанье полное победы, Чем дружбы светлые беседы И память первых нежных дней. »). Кроме того, здесь достаточно много инверсий («Тебя не знаю», «Сознанье полное победы», «счастия гроши ты проживешь» и так далее). Присутствует анафора («Дай ей читать мои стихи, Дай ей хранить мои портреты»).
В лексическом плане Ахматова использует просторечные слова («все станет сразу так постыло») для более точной и сильной передачи настроения, состояния героя.
Таким образом, стихотворение «Я не любви твоей прошу» - характерное для Ахматовой произведение, в котором тесным образом переплетается тема любви и творчества, настроение боли и отчаянья - с пониманием избранности и счастья от этого. Передать настроение стихотворения, эмоции главной героини помогают средства художественной выразительности, главными из которых являются метафоры и разнообразные синтаксические средства.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Ахматова А.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я не любви твоей прошу…»

Смотрите также по произведению "Стихотворения":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Анна Ахматова. Анализ стихотворения «А ты теперь тяжелый и унылый…».

Писала сама, пусть вас это не смущает. Я конечно не профи, не специалист и даже не литератор, и даже не студент филологического института. Но мне нравятся стихи. В школе получила высокую оценку, и капельку оваций. D

А ты теперь тяжелый и унылый,
Отрекшийся от славы и мечты,
Но для меня непоправимо милый,
И чем темней, тем трогательней ты.

Ты пьешь вино, твои нечисты ночи,
Что наяву, не знаешь, что во сне,
Но зелены мучительные очи, —
Покоя, видно, не нашел в вине.

И сердце только скорой смерти просит,
Кляня медлительность судьбы.
Все чаще ветер западный приносит
Твои упреки и твои мольбы.

Но разве я к тебе вернуться смею?
Под бледным небом родины моей
Я только петь и вспоминать умею,
А ты меня и вспоминать не смей.

Так дни идут, печали умножая.
Как за тебя мне Господа молить?
Ты угадал: моя любовь такая,
Что даже ты не мог ее убить.

Тема стихотворения любовная.

Перед нами всплывает разлука, ссора, какая-то неразделенная, трагичная любовь поэта, который любит сильно, но говорит «Но разве я к тебе вернуться смею?», а после вообще запрещает – «А ты меня и вспоминать не смей». Это стихотворение еще раз говорит, что Анна Ахматова любила сильно, но ее любовь была трагична и преисполненная печалью («Так дни идут, печали умножая.»). Естественно, стихотворение написано от 1-ого лица, а образ лирического, авторского «Я» — это сама Ахматова.

Стихотворение написано ямбом. Рифма стиха перекрестная.

В стихотворении встречаются эпитеты («ты тяжелый и унылый», «непоправимо милый», «нечисты ночи», «мучительные очи» и прочие), олицетворения («сердце просит», «ветер приносит», «дни идут» и т.д.). Также дважды встречается риторический вопрос («Но разве я к тебе вернуться смею?», «Как за тебя мне господа молить?»), это своеобразное обращение к любимому мужчине Ахматовой. Аллитерация на твердый «т» в последней строчке первой строфы предает началу твердость и непоколебимую позицию поэта. Большее количество глаголов, нежели существительных, говорит нам о том, что Анна Ахматова хотела придать своему стихотворению больше динамики.

Жанр стихотворения элегия.

One Response to Анна Ахматова. Анализ стихотворения «А ты теперь тяжелый и унылый…».

Послушайте стихотворение Ахматовой Алиса

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Алиса

Анализ стихотворения Ахматовой Алиса

Настроение произведения Алиса

Алиса