Анализ стихотворения Ахматовой 01.08.1940

Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Любовь»

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой 01.08.1940 № 1

Центром ранней лирики Анны Андреевны Ахматовой, несомненно, была любовь. Великая, земная, всепоглощающая – она является зеркальным отражением не только чувств и эмоций самой поэтессы, но и каждой женщины в этом мире. Русская революционерка Александра Михайловна Коллонтай говорила о творчестве Ахматовой, что та преподнесла людям великий дар – перед читателем предстает «целая книга женской души».

Здесь отображены все: юная невинная девушка, опытная женщина, страстная любовница, умудренная опытом мать и печальная вдова. Все образы женской судьбы воплотила в себе и своих стихотворениях Анна Андреевна, да так, что каждая женщина, прочтя эти строчки, найдет и узнает в них себя.

Александр Иванович Герцен утверждал, что «женщина загнана в любовь» и это её чувство есть большая вселенская несправедливость, ошибка допущенная человечеством указавшим прекрасному полу путь только чувственному, эмоциональному мировосприятию, начисто исключив рационализм из женского сознания и самоидентификации. Что касается Ахматовой, то она вся была погружена в «любовь», с ее многогранностью и многообразием. Ведь это ощущение проходит с нами через всю жизнь.

Загрузка...

Бывает неспокойным – «У самого сердца колдует» и волнение подкатывает груди, и хочется сжать руки под темной вуалью. А иногда «целые дни голубком. На белом окошке воркует» и весь мир сразу становиться радостным, светлым и невинным. Стихотворение Ахматовой переполнено эпитетами, образами, разнообразием поэтических форм и красок. Любовь – явление стихийное, тревожащее сердце и волнующее воображение.

Материнская или страстная девичья, переполненная нежностью или горечью об утрате – любовь всегда разная, однако, она всегда «верно и тайно ведёт от радости и от покоя» И Анна Андреевна всегда это знала, прочувствовав на себе она сочувствовала и другим.

Но сильному чувству всегда есть место в нашей жизни, оно не подвластно возрасту, рамкам и границам, не помнит прошлого, любовь всегда направлена на будущее, она «Умеет так сладко рыдать в молитве тоскующей скрипке, и страшно её угадать в ещё не знакомой улыбке».

Анализ стихотворения "Ива"

Это стихотворение было написано Анной Ахматовой в 1940 году. Его можно рассматривать с 2 сторон. Во-первых - это историческая сторона. Уже довольно много времени прошло с революции 1917 года, сменился режим. Теперь страна уже не та, которая была в годы её юности. В стране правит социалистический строй, самый пик правления Сталина и наибольшую силу приобретает культ личности, время, когда произошли одни из самых страшных событий в истории нашей страны. Это массовые репрессии, ссылки, уничтожение миллионов людей. А в скором времени и начнётся Великая Отечественная война 1941 года, которая принесёт много горя всей стране и её населению. Мне кажется, что в этот момент Анна Ахматова была в задумчивом смятении, она не знала, как в будущем сложится её жизнь и жизнь близких ей людей.

Вторая сторона стихотворения "Ива" - это личные переживания поэтессы. Если мы вспомним биографию самой поэтессы, то примерно с 1935 года она впала в немилость властям страны Советов, которые не печатались 20 лет. Её произведения считались пережитком капиталистического прошлого, были не нужны обществу. В то время нужны были стихи патриотического толка, которые поднимали бы дух рабочего класса для построения и превращения СССР в мощнейшее государство мира.

Сюда же я могу отнести и другие переживания. Ахматова переживает из-за того, что уничтожили её любимое дерево - Иву. Иве и посвящены первые строки её стихотворения…

Дерево было ей очень дорого, на мой взгляд - это своеобразный талисман, помощник, собеседник, который и помогал Ахматовой и про который она говорит, что она его пережила и живёт дальше.

Поэтому я делаю такой вывод: стихотворение "Ива" было отголоском жизни и воспоминаний самой поэтессы, своеобразной тоской на негативные изменения в её жизни, хорошая попытка зафиксировать свои самые сокровенные воспоминания, ощущения, которые она уже никогда не сможет вернуть.

Оно красиво, очень трагично, но в то же время несёт смиренную одухотворённость и готовность жить дальше в изменившемся мире, ведь дальше мир изменится и далеко не в лучшую сторону, как мы уже исторически знаем.

А. А. Ахматова: "Мужество". Анализ стихотворения

Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой. Ей слышалось в этом слове что-то пренебрежительное. Ее поэзия, с одной стороны, была очень женской, интимной и чувственной, но, с другой стороны, в ней были и вполне мужские темы, такие как творчество, исторические потрясения России, война. Ахматова была представительницей одного из модернистских направлений - акмеизм. Участники группы "Цех поэтов" - организация акмеистов - полагали, что творчество - это некое ремесло, а поэт - мастер, который в качестве строительного материала должен использовать слово.

Ахматова как поэт-акмеист

Акемизм - это одно из течений модернизма. Представители этого направления вступили в противоречие с символистами и их мистицизмом. Для акмеистов поэзия - это ремесло, ему можно научиться, если постоянно практиковаться и совершенствоваться. Ахматова придерживалась того же мнения. У акмеистов в стихах мало образов и символов, слова отбираются тщательно, поэтому совсем не обязательно использовать их в переносном смысле. Одно из известнейших стихотворений, которые написала Ахматова, -"Мужество". Анализ стихотворения показывает, насколько значимым для поэтессы был русский язык. Атор относится к нему очень трепетно и уважительно: это проявляется как на уровне формы, так и на уровне содержания. Средств выразительности в стихотворении практически нет, фразы короткие и емкие.

Анна Ахматова "Мужество"

Анализ стихотворения нужно начинать с истории создания. Работу над сборником "Ветер войны" Анна Ахматова начала сразу же после ее начала, в 1941 году. Это должен был быть ее вклад в победу, ее попытка поднять боевой дух людей. Стихотворение "Мужество" вошло в данный цикл стихов и стало одним из наиболее ярких.

Тема и идея стихотворения

Основная тема стихотворения - это Великая Отечественная война. Ахматова реализует эту тему по-своему. Главное, что требуется людям, так считает Ахматова, - мужество. Анализ стиха показывает, как всего в нескольких строках поэтесса смогла выразить мысль о том, что враги претендуют на разрушение русской культуры, на порабощение русских людей. Она делает это, называя самую важную для русского человека вещь - русский язык, самобытный и неповторимый.

Размер, рифма, риторика и строфика

Анализ стиха "Мужество" Ахматовой обязательно нужно начинать с рассмотрения его построения. Оно написано пятистопным амфибрахием. Подобный размер придает стиху речитативность и четкость, оно звучит отрывисто, призывно, ритмично. В стихотворении три строфы. Две из них - полноценные катрены, то есть состоят из четырех строк, соединенных перекрестный рифмовкой. Третья же строфа неожиданно обрывается на третьей строке, которая состоит лишь из одного слова - "навеки". Ахматова тем самым подчеркивает значимость этого слова, свою непоколебимость и уверенность в могуществе русского народа и страны в целом. Этим словом она задает общий настрой текста: русская культура будет существовать вечно, ее никто не сможет разрушить. Конечно же, ни язык, ни культура страны не могут выстоять без народа, который обязательно должен проявить мужество, просто не может сдаться.

"Мужество", Ахматова: анализ средств выразительности

В любом плане анализа стиха обязательно есть пункт "средства выразительности". Причем недостаточно просто выписать их, нужно еще и определить функцию каждого из средств в тексте. Как отмечалось выше, акмеисты использовали мало изобразительных средств в своих стихах, того же принципа придерживалась и Ахматова." Мужество", анализ которого непременно требует рассмотрения лексических и синтаксических фигур речи, представляет большой интерес. Начинается стихотворение с развернутый метафоры. "Наши часы" - это мрачная современность. На долю Ахматовой выпали тяжелые времена: Первая мировая война, революция, гражданская война. И вот Вторая мировая. Ахматова не покинула страну, когда отхлынула первая волна эмиграции, не покинула она ее и в годы гитлеровского нашествия. Ахматова олицетворяет русскую речь и русское слово, обращаясь к нему, как к другу, на "ты". В связи с этим олицетворением возникает метафора - спасем от плена. Эта метафора означает, что в случае победы гитлеровской Германии над Россией русский язык отошел бы на второй план, ему бы не обучали детей, он перестал бы развиваться. А упадок русского языка означает полнейший упадок русской культуры и разрушение многовековых традиций и нации в целом.

В стихотворении используется лексический повтор, автор акентирует внимание на некоторых смыслах: час-часах, мужество-мужество (в первой строфе). Также поэтесса использовала снинтаксический параллелизм во второй строфе, которы усиливает эффект от высказанной мысли о том, что русский народ будет биться отчаянно, до последней капли крови, не жалея себя, проявляя мужество. Ахматова (анализ доказал это) не изменяет канонам акмеизма, но говорит о злободневной проблеме.

Адресат первых трех стихотворений почти всегда анонимен. Четвертое произведение не просто называет имя Ахматовой, но делает его элементом единой мифологической конструкции. Причем, отнюдь не первым и не главным:

Имя ребенка — Лев,
Матери — Анна.
В имени его — гнев,
В материнском — тишь.
Волосом он рыж
— Голова тюльпана! —
Что ж, осанна
Маленькому царю.

Дай ему Бог — вздох
И улыбку матери,
Взгляд — искателя
Жемчугов.
Бог, внимательней
За ним присматривай:
Царский сын — гадательней
Остальных сынов.

Рыжий львеныш
С глазами зелеными,
Страшное наследье тебе нести!
Северный Океан и Южный
И нить жемчужных
Черных четок — в твоей горсти!
24 июня 1916

В первой строке называется тот, к кому обращено послание: Лев Николаевич Гумилев (1912—1992), сын Ахматовой от ее брака с Николаем Степановичем Гумилевым (1886—1921). Мальчику тогда было почти четыре года. Чем можно объяснить выбор адресата, а, исходя из этого, тематический лейтмотив стихотворения?

Цветаева, без сомнения, знала, что Лев — почти полный ровесник ее дочери Ариадны (он был младше на пару недель). Возможно, это совпадение стало одной из причин внимания к ахматовскому наследнику, но важнее другое. Стоит вспомнить, что жажда сына была одним из самых страстных и в то время неисполненных личных желаний Цветаевой. Ситуация Ахматовой могла послужить импульсом для художественной реализации собственной мечты. Так это или нет, попробуем проследить по сюжету.

Имя ребенка — Лев,
Матери — Анна.
В имени его — гнев,
В материнском — тишь.
Волосом он рыж
— Голова тюльпана! —
Что ж, осанна
Маленькому царю.

Прежде всего отметим, что Цветаева начинает стихи с противопоставления: «Лев», символ активности, мощи, напора, противостоит «Анне». Словари раскрывают значение этого древнего еврейского имени, как «расположение, благосклонность, благоволение». В близком смысле обыгрывал это имя Пушкин (см. в стихотворениии Анне Николаевне Вулф: «Нет ни в чем Вам благодати… »). Цветаевская «тишь» тоже близка к этому ассоциативному ряду. Чему может служить противопоставление — скажем чуть ниже.

За этим следует упоминание такой, действительно, необычной черты, как рыжеволосость ахматовского наследника. (Сразу отметим, что знание цвета волос вовсе не означает, что Цветаева видела ребенка — об этом ей могли поведать общие знакомые). Для символизации этой черты служит самый изысканный образ: огненность тюльпана, оконечности лепестков которого напоминают царскую тиару.

Двух деталей: громкого имени и необычного цвета волос — достаточно, чтобы создать образ «маленького царя», при котором мать оказывается в той же роли, что Богородица при младенце Христе. Вспомним, что на иконах всегда присутствует контраст материнской статичности, смиренности и живого, активного поведения богоданного сына. Добавим и что цвет волос ребенка на картинах если не рыжий, то, во всяком случае, всегда светлый, а Пилат Понтийский упоминает «Золотистый цвет Его волос ».

Дай ему Бог — вздох
И улыбку матери,
Взгляд — искателя
Жемчугов.
Бог, внимательней
За ним присматривай:
Царский сын — гадательней
Остальных сынов.

Далее следуют пожелания «на жизнь», заклинания, подобные тем, которые предназначались собственной дочери. К наследуемым от матери приметам «вздох» и «улыбка» — черты пассивного очарования — добавляется активный элемент, наследуемый от отца (напомним, что «Жемчуга» — название сборника Н. Гумилева, вышедшего в 1910 г.): «Взгляд — искателя жемчугов », который можно интепретировать как умение находить и ценить редкие, скрытые сокровища, которые может даровать только сама жизнь.

Затем следует обращение непосредственно к Богу, которое звучит не столько как просьба, сколько как приказание, требование повышенной бдительности по отношению к «царскому сыну»: «гадательность » в этом контексте может восприниматься как характеристика особой непредсказуемости поступков у ребенка с такой наследственностью — понятно, что их результаты будут более значимыми, чем у тех, кто не облечен подобной ответственностью за судьбу подчиненных ему людей и царств.

Если сначала монолог шел «внутри себя», а затем был обращен к Богу, то теперь следует обращенное к самому «маленькому царю» пророчество:

Рыжий львеныш
С глазами зелеными,
Страшное наследье тебе нести!

Зеленые глаза, как известно, были у самой Цветаевой. Это сходство, о котором она могла узнать таким же образом, как и о цвете волос ахматовского сына, могло, в ее представлениии, означать некую физическую родственность, дополняющую духовное сродство с матерью «рыжего львеныша» и дающую право на сознание сходной судьбы. Почему наследие «страшное», в чем заключается «страх»? Может быть, это определение означает все ту же неимоверную, ни с чем не сравнимую тяжесть ответственности, которую по праву и долгу рождения выпадает ребенку, чьи родители — поэты, посредники между людьми и Богом, между Землей и Небом, атланты, призванные держать на своих плечах мир, чтобы он не рухнул.

Во всяком случае, такому толкованию служат высокие приметы, которые содержит в себе последняя строфа:

Северный Океан и Южный
И нить жемчужных
Черных четок — в твоей горсти!

Здесь снова в единое символическое целое объединяются реальные черты родительского наследства: «Четки» — название сборника стихов Ахматовой (1914); «Жемчуг черный» — название первого раздела гумилевского сборника «Жемчуга»; «Северный Океан и Южный» — возможно, обобщенные образы, обозначающие многочисленные путешествия Н.С. Гумилева в экзотические страны.

В целом образ ребенка, удерживающего в одной руке такую необозримую грандиозность, как Земной шар, и такую конкретную, ювелирную, крошечную вещь, как жемчужные четки, придает картине иконописность библейского рода, снова вызывающая изображения маленького Христа:

Таким образом, общий смысл стихотворения можно представить как своеобразное благословение на великий жизненный путь наследника богоравных родителей. Такое, какое Цветаева могла бы дать собственному сыну.

Необычная система рифмовки, которым написано стихотворение, заставляет его звучать как естественная речь, что придает этому благословению необычайно проникновенную интонацию. Ситуация выглядит почти сказочно: фея, подошедшая к изголовью царского ребенка, коснувшись своей волшебной палочкой, зачаровывает его, уберегая от катастроф ради великих подвигов на всеобщее благо.

Трудно сказать, был ли с этим произведением ознакомлен сам его адресат, послужили ли ему эти напутствия и пророчества. Во всяком случае, Лев Николаевич Гумилев прошел жизненный путь так, как было предписано цветаевской феей, с достоинством своих великих родителей, и осуществил свои замыслы несмотря на все пережитые катастрофы.

То же, добавим, выпало и на долю дочери самой Цветаевой, и даже пути «царских детей» пересеклись, хотя и в разное время, в северном Туруханске, на одном из этапов их жизненных испытаний. Но сравнительный анализ биографий А. Эфрон и Л. Гумилева — это отдельная история, не имеющая отношения к анализируемому стихотворению. Скажем лишь, что к этой теме мы надеемся в свое время обратиться, как и к сравнительному анализу данного стихотворения с аналогичными стихами, адресованными собственной дочери. Надеемся, что такое сравнение позволит расширить картину мировоззренческих установок Цветаевой, как основы ее художественной Вселенной.

Мне срочно нужен анализ стихотворения "Мужество" А. А. Ахматовой

Оленька Ученик (98), закрыт 2 года назад

Nastik Karp Мастер (1274) 8 лет назад

короткий вариант -
Анализ стихотворения Анны Ахматовой "Мужество"
Это стихотворение написано уже после начала войны. Анна Ахматова встретила войну в Ленинграде. Ее стихотворение "Мужество" - это призыв защитить свою Родину. Название стихотворения отражает призыв Автора к гражданам. Они должны быть мужественными в защите своего государства. Анна Ахматова пишет: "Мы знаем, что ныне лежит на весах". На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это Мировая война. На часах пробил час мужества - люди СССР бросили орудия труда и взяли оружие. Далее автор пишет об идеологии, которая действительно существовала: люди не боялись бросаться под пули, а уж без крова оставались почти все. Ведь нужно сохранить Россию - русскую речь, Великое русское слово. Анна Ахматова дает завет, что русское слово донесется чистым до внуков, что люди выйдут из плена, не забыв его. Все стихотворение звучит, как клятва. В этом помогает торжественный ритм стиха - амфибрахий, четырехстопный. Знаки препинания очень скромны: используются лишь запятые и точки. Только в конце появляется восклицательный знак. Тропы используются также редко. Ключевыми являются лишь точные Ахматовские эпитеты: "свободное и чистое русское слово". Это значит, что России должна остаться свободной. Ведь что за радость сохранить русский язык, но попасть в зависимость от Германии. Но он нужен и чистый - без иноязычных слов. Войну можно выиграть, но потерять свою речь. К сожалению, сейчас мы теряем русский язык - он превращается в язык информативный, куда вливаются иностранные слова, где появляется целый стиль, пропагандирующий неправильное написание. И что в результате? Война выиграна, но русский язык утрачивается.

роман есмейкин Знаток (273) 3 дня назад

очень большой при большой анализ

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения 01.08.1940

Анализ стихотворения Ахматовой 01.08.1940